В Украине создано Бюро экономической безопасности – чего ожидать бизнесу?

#Безопасность

Бюро экономической безопасности должно решить проблему дублирования функций органов, ведущих борьбу с преступлениями в экономике, и устранить давление на бизнес в Украине. По крайней мере, так задумывали законодатели. Недавно принятый закон о БЭБУ определил основы работы нового органа, а также предусмотрел ликвидацию налоговой милиции. Как действовать БЭБУ – читайте в статье.

Проект Закона «О Бюро экономической безопасности Украины», принятый 28 января 2021 Верховной Радой Украины в целом, определил принципы создания и задачи нового органа. Однако законопроект, определяющий его полномочия, до сих пор находится на рассмотрении в парламенте и еще даже не прошел первое чтение. Речь идет о проекте Закона «О внесении изменений в некоторые законодательные акты Украины по реализации отдельных положений деятельности Бюро экономической безопасности Украины» №3959. Поэтому что именно будут делать 4 тысячи работников БЭБУ (именно такую ​​предельную численность работников центрального аппарата и территориальных управлений определил закон), еще неизвестно.

Сразу заметим, что ко второму чтению из законопроекта были исключены все изменения в Кодекс Украины об административных правонарушениях, Уголовный и Уголовный процессуальный кодексы. В частности, в редакции первого чтения предлагалось изменить процедуру рассмотрения материалов до открытия уголовного производства и ввести в УК статью о мошенничестве с НДС. Принят закон о БЭБУ не содержит этих изменений, и в целом он достаточно рамочно описывает будущую деятельность органа. Однако есть детали, на которые уже сегодня стоит обратить внимание.

Кто будет руководить БЭБУ

Ко второму чтению из законопроекта были исключены все полномочия Президента Украины, которые были предложены к первому чтению и касались создания БЭБУ, утверждения его организационной структуры, назначения и увольнения Директора Бюро, создания Совета общественного контроля и тому подобные.

В итоге Директор БЭБУ назначается на должность Кабинетом Министров Украины по представлению Премьер-министра Украины по предложению конкурсной комиссии. В состав комиссии входят 9 человек: три человека, определенные Советом национальной безопасности и обороны Украины, три человека, определенные Кабинетом Министров Украины, два человека, определенные Верховной Радой Украины по представлению комитета Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся вопросы системы налогообложения, и один человек, определенная Верховной Радой Украины по представлению комитета Верховной Рады Украины, к предмету ведения которого относятся вопросы организации и деятельности правоохранительных органов, оперативно-розыскной деятельности.

При этом следует понимать, что СНБО подчиняется Президенту, то есть таким образом он все же сохраняет косвенное влияние на БЭБУ.

Действительно ли функции не дублируются

В заключительных положениях закона о БЭБУ говорится, что Кабинет Министров Украины не позднее, чем за полгода со дня вступления в силу закона должен обеспечить ликвидацию Государственной фискальной службы Украины.

Нормы, касающиеся расследований в сфере экономики, исключены и из Закона Украины «О Службе безопасности Украины». Однако эти достижения могут быть нивелированы Президентским законопроектом «О внесении изменений в Закон Украины «О Службе безопасности Украины» относительно совершенствования организационно-правовых основ деятельности Службы безопасности Украины» №3196, который вносит изменения в ст. 19 закона «О национальной безопасности Украины», сохраняя полномочия СБУ и ее задачи в сфере контроля экономики. В частности, законопроект определяет задачей Службы безопасности «контрразведывательную защиту… объектов критической инфраструктуры, а также контрразведывательную защиту экономического благосостояния Украины от влияния специальных служб иностранных государств, иностранных предприятий, организаций и учреждений».

Если учесть еще и то, что закон о БЭБУ не коснулся полномочий национальной полиции, вряд ли можно говорить о том, что задача концентрации функций по борьбе с экономической преступностью в едином государственном органе решена.

Гражданский или милитаризованный орган?

Закон предусматривает, что БЭБУ в своей аналитической деятельности применяет риск-ориентированный подход. Вводится должность «аналитик БЭБУ», задача которого – осуществление криминального анализа с целью выполнения задач БЭБУ.

В то же время статьей 19 закона предусмотрено, что: «На лиц, которые имеют специальные звания Бюро экономической безопасности Украины, распространяется Дисциплинарный устав Национальной полиции Украины». Вводятся новые звания высшего начальствующего состава – «генерал-лейтенант Бюро экономической безопасности» и «генерал-полковник Бюро экономической безопасности». То есть ответ на вопрос, является ли новый орган гражданским или милитаризированным, неоднозначен.

Надо также учитывать, что согласно новому закону, структура, штатное расписание, положение о структурных подразделениях центрального аппарата и территориальных управлений, должностные инструкции работников БЭБУ утверждаются Директором Бюро. При таких условиях ему ничто не помешает создать любой силовое подразделение, даже спецназ, в структуре БЭБУ. Это тем более возможно потому, что по факту все сотрудники из налоговой милиции перейдут во вновь Бюро, а норма о прохождении психофизиологического опроса с применением полиграфа конкурсантов на должности в БЭБУ осталась не более чем фикцией. Ведь негативные последствия отказа от такого опроса отсутствуют.

Впрочем, законодатель все же сделал возможность ввести инструменты влияния общественности на деятельность новосозданного органа. Речь идет о Совете общественного контроля в составе 15 человек, который по закону формируется на основе открытого конкурса путем рейтингового интернет-голосования граждан Украины. Сможет ли Совет помочь БЭБУ в выполнении своих задач, в частности по устранению давления на бизнес, покажет время.

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *