Станут роботы нашими друзьями?
В Японии хозяева роботов-собак Sony Aibo, которых уже невозможно отремонтировать, предпочитают прощаться с ними, как с живыми домашними любимцами, и буддистские священники устраивают им настоящие церемонии. Американская армия 21 залпом отдала почести и наградила медалями робота «Бумер», который «погиб» в бою. Сможем ли мы в будущем воспринимать роботов исключительно, как технику, если они все больше становятся похожими на живых?
В конце прошлого года компания робототехники Boston Dynamics выпустила смешное видео с танцующими роботами. А профессор Корнельского университета Джон Кляйнберг разработал программу игры в шахматы Maia, которая учится играть, как человек, с ошибками. Совершенно очевидно, что наряду с развитием трансгуманизма, который пытается наделить человека признаками машины путем симбиоза живого организма и компьютера, существует и обратный процес – стремление сделать роботов «живыми». Эти процессы не противоречат, а дополняют друг друга, рисуя нам картину тесного сосуществования человека и робота в будущем.
Читайте также: Наш мозг – не компьютер, а интернет
Зачем роботу ошибаться?
Компьютер уже давно превзошел человека в игре в шахматы. Однако этого оказалось недостаточно, и сегодня искусственный интеллект хочет научиться прогнозировать наши неправильные ходы, чтобы освоить один из навыков, который делает нас человеком, – умение ошибаться.
Ученые представляют нам это так: если компьютер будет понимать, как мы склонны ошибаться, это поможет ему лучше взаимодействовать с нами. Например, лучше помогать или обучать нас. Предположим, врачи склонны делать одни и те же ошибки, читая медицинские снимки. Тогда компьютер сможет указать им на это, и проблема будет решена. Или же можно создать искусственный интеллект, который ошибается, как какой-то конкретный человек. Спортсменам гораздо проще было бы готовиться к поединкам, имея во время тренировок точную копию своего соперника.
Разработчики не скрывают, что их конечной целью является создание программ и роботов, которые предугадывают, что будут делать люди. Представьте, например, деловые переговоры, где робот анализирует поведение ваших партнеров и подсказывает вам, каким должен быть ваш удачный ход.
Способны ли роботы на эмоции?
Если вы общались с искусственным интеллектом Siri, то знаете, что на самом деле роботам еще очень далеко до того, чтобы разговаривать с нами на равных. Однако необходимо признать и то, что домашние роботы все больше и больше входят в нашу жизнь, например роботы-уборщики. И если вы думаете, что это не имеет ничего общего с эмоциями, которые мы испытываем, вспомните, что некоторые называют роботов-пылесосов именами домашних любимцев и даже берут их с собой на отдых.
Компании по продаже роботов уже давно поняли, что чем более «социальными» и «живыми» нам будут казаться их продукты, тем дороже их можно продать. В связи с этим Совет по исследованиям инженерных и физических наук Великобритании даже вынужден был составить список этических принципов робототехники, где признал, что робот иногда производит впечатление настоящего интеллекта, однако недопустимо из-за этого наделять его дополнительными потребностями, которые удорожали бы стоимость для потребителя.
Смогут ли роботы дружить?
Даже София от Hanson Robotics, которую назвали первым роботом-гражданином, в разговоре – всего лишь человекоподобный чат-бот. Однако, как отмечает философ робототехники Джон Данехер, люди склонны эмоционально привязываться к неодушевленным объектам, напоминающих других людей или живых существ. Но сможем ли мы когда-нибудь дружить с роботом?
Аристотель называл признаками дружбы общие ценности, взаимную добрую волю и равное партнерство. Очевидно, что по этим признакам роботы не будут нам друзьями хотя бы по той причине, что они никогда не смогут удовлетворить условие взаимности, поскольку не могут иметь внутренней психической жизни, не могут по-настоящему делиться с нами, не имеют собственных интересов, ценностей и проблем. Правда, только если не станут сознательными и не разовьют внутреннюю психическую жизнь, что допускать еще страшнее.
С другой стороны, пандемия и социальное дистанцирование может заставить нас отступить от высоких идеалов «аристотелевской» дружбы и начать куммуницировать с работами, предпочтя эмоционально невыразительные отношения с искусственным интеллектом и потеряв глубину отношений человека с человеком.
Читайте также: Как научиться гибкому мышлению?
Добавить комментарий