Приватизация энергетики: путь к монополии и шокирующим ценам

На днях в украинских СМИ можно было встретить информацию о том, будто повышение коммунальных тарифов, ограничение субсидий за счет повышения минимальной зарплаты и предоставление частным коллекторам права отбирать жилье у неплатежеспособных граждан — это все звенья приватизации предприятий энергетики, чтобы передать наши энергокомпании приближенным к власти олигархам. А это, в свою очередь, может сделать ценообразование на коммунальные услуги фактически неконтролируемым…

Есть ли основания верить этим догадкам? Приведет ли приватизация к росту цен на коммунальные услуги? Что ждет украинцев, которые не могут платить за коммуналку, и будут ли госисполнители честно выполнять свою работу?

Польша вовремя передумала

Дело в том, что в вопросе приватизации предприятий нет однозначности. Но очевидным и бесспорным фактом остается то, что предприятия по добыче и поставке энергии всегда считались и являются стратегически и жизненно важными в любой стране мира. Не следует отрицать и тот факт, что они почти всегда существуют как своеобразная монополия.

По мнению эксперта Виктора Тарнавского, который в свое время написал не один труд на эту тематику, тщательно рассмотрев опыт приватизации предприятий энергетики Польши, он обнаружил, что именно в этой соседней стране все делали неспешно и достаточно долго. Зато в Украине слишком спешат с приватизацией облэнерго и других стратегических предприятий, предоставляющих тепло, газ и свет нашим гражданам и изрядно влияющим на формирование тарифов.

По мнению господина Тарнавского, в Польше исходили из того, предоставит ли такая приватизация необходимые инвестиции для строительства новых энергоблоков различных ТЭЦ и не идут ли они в разрез с национальной безопасностью страны.

«В этом случае опыт приватизации отдельных электростанций и локальных дистрибуторских компаний в конце 90-х годов прошлого столетия был для Польши скорее отрицательным, чем положительным. Новые иностранные владельцы, безусловно, повышали эффективность своих активов, однако они воздерживались от реализации крупных проектов. Поэтому было решено сделать ставку на крупные государственные (или со значительной долей государства) компании, которые могли бы быть конкурентоспособными на мировом рынке и имели бы возможность от своего имени привлекать кредиты к ключевым финансовым иностранным институтам.

Эти компании должны быть вертикально-интегрированными, таким образом, покрывать всю производственно-сбытовую цепь, начиная от добычи каменного угля и заканчивая розничным поставкам электроэнергии. Такие компании уже позже показали большую эффективность своей работы. При чем, если в Украине действует одна подобная негосударственная компания, — ДТЭК — которая принадлежит нашему богатейшему олигарху Ринату Ахметову, то в Польше есть четыре такие государственные», — отмечает он.

Таким образом, опыт Польши показывает, что мелкие генерирующие и дистрибуторские компании, находящиеся в частных руках, достаточно слабые для того, чтобы начинать большие проекты. А на иностранных инвесторов особой надежды в этом вопросе также нет.

Государственные компании в Польше смогли выйти на нормальные (и кстати, таки контролируемые тем же государством) тарифы на предоставление жилищно-коммунальных услуг и населению, и предприятиям. В наше время на эти компании приходится около 70% генерации энергии и 85% ее дистрибуции.

Следовательно, не все государственное, то есть то, что принадлежит государству, — плохо.

Что есть там, не подходит нам

Кстати, «отец» польского чуда — Лешек Бальцерович— неустанно и настойчиво рекомендует Украине провести практически тотальную приватизацию, в частности, всех стратегических предприятий энергетики. Правда, сам известный поляк отмечает, что Украина и Польша в начале 90-х годов прошлого столетия имели разные социально-экономические и энергетические стартовые позиции…

Главная разница между нашими странами заключалась в том, что в Польше практически не было олигархов, как это было и есть сейчас в Украине. Поэтому, и действительно, родина господина Бальцеровича не имела такой зависимости ни от газа, ни от других энергопродуктов, что позволило провести в Польше радикальную демонополизацию.

Относительно коммунальных предприятий, то их приватизация, к примеру, уже в достаточно развитой Великобритании 20 лет назад, дала очень негативный результат — сейчас большая так называемая шестерка энергетических компаний практически наживается за счет 2,5 миллионов британских семей, фактически диктуя им цены на отопление и электроэнергию.

В Украине, как мы видим, все сводится к монополизации, наступающей с соответствующей приватизацией. Надо ли нам становиться на те же грабли?

Конечно, отрасль поставки тепла, электроэнергии и других услуг в дома населения — весьма выгодная. Ведь этот бизнес не знает ни кризисов, ни неблагоприятной конъюнктуры рынка, ни других проблем. Так, греть воду, дома и включать свет люди будут при любых экономических условиях. И все олигархи, которые окончательно приватизируют предприятия энергетики, будут «закладывать это в свои тарифы. И никто из них не будет заинтересован в их снижении.

Чего ждать украинцам?

Что же ждет украинского потребителя, который будет не в состоянии рассчитаться с долгами? К чему готовиться нашим соотечественникам при самых худших обстоятельствах?

Как отмечает юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Татьяна Журавель, Закон Украины «О жилищно-коммунальные услуги» устанавливает, что взаимодействие участников договорных отношений в сфере жилищно-коммунальных услуг осуществляются исключительно на договорных началах:

«Потребитель обязан заключить договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг, подготовленный исполнителем на основе типового договора, а исполнитель (то есть поставщик) должен подготовить и заключить с потребителем договор о предоставлении жилищно-коммунальных услуг с определением ответственности за соблюдение условий его выполнения согласно типовому договору.

В случае, если потребитель не оплачивает задолженность за коммунальные услуги, поставщик может обратиться в суд, ибо только по решению последнего он может принудительно взыскать долг с потребителя.

Согласно Закону «Об исполнительном производстве», в случае если сумма, подлежащая взысканию по исполнительному производству, не превышает десяти размеров минимальной заработной платы, обращение взыскания на единственное жилье должника и земельный участок, на котором расположено это жилье, не осуществляется. При таких обстоятельствах государственный исполнитель обязан принять все меры для исполнения решения за счет другого имущества должника».

Итак, если сумма задолженности на настоящий момент составит 10 «минималок» (то есть 16 тыс. гривен), то дом у несчастного украинца отберут. Правда, в 2017 году, когда зарплатный минимум должны повысить до 3200 гривен, жилье будут отбирать уже по сумме задолженности вдвое большей.

А что же на счёт ситуаций с откровенно наглым отъемом жилья коллекторскими компаниями? К тому же происходит это и из-за значительно меньших сумм задолженности за жилищно-коммунальные услуги. При этом и Интернет периодически “взрывается” интересными новостями, непременно с этим связанными. К примеру, из последних: один из работников днепровского «Комэнергосервиса» рапортовал о том, что его организация с помощью силовиков отобрала квартиры у 36-ти семей города, имели задолженность за тепло.

Специалист рынка Петр Данильчук отметил автору статьи, что на сегодня в стране накопилась просто таки астрономическая сумма задолженности за «коммуналку» — 13 миллиардов гривен (почти 500 миллионов долларов!).

Таким образом, в вашем доме из 100 квартир живут 20% должников. И именно каждая пятая семья сейчас рискует стать «выселенцем» из родного дома. Это сейчас.

Трудно даже представить, какой сумма задолженности будет к концу 2016 года – к началу 2017 года… Ведь именно тогда население будет получать платежки за услуги со сногсшибательными счетами к оплате.

Что же можно посоветовать людям?

«Прежде всего, нужно не накапливать долги за коммунальные услуги, откладывая их на потом, а стараться вовремя оплачивать коммунальные платежи.

Также лицо, которое не может оплатить долг, всегда может обратиться к коммунальному предприятию за рассрочкой задолженности. Это позволит предупредить риск подачи на должника в суд иска и обезопасит его жилье от конфискации, если он понемногу, но своевременно и систематически оплачивать долги», — говорит юрист госпожа Журавль.

И, действительно, здесь ничего лучше не посоветуешь. Так, Украина вступает в очень тяжелый период — бешеные тарифы на коммунальные услуги для населения и бизнеса и окончательная приватизация всех предприятий энергетики и неопределенность в том, какими будут в дальнейшем тарифы на тепло, горячую воду и электроэнергию. Возможно, нашим чиновникам следует сесть и хорошо подумать, учтя положительный опыт существования крупных государственных энергетических компаний в Польше и негативный опыт монополизма в Великобритании. Поскольку нам прекрасно известно, как сложно бороться с олигархами, для которых достижение сверхприбылей любой ценой — самые высокие «ценности».

Игорь ГОНТА

Похожие темы:

За какие коммунальные долги могут забрать квартиру?

Под напряжением: как наказать за отключение воды или света

Чем ОСМД лучше Жэков? Комментирует юрист

Украинцам запретили выезд за границу за коммунальные долги. Навсегда?

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *