#прозорро

Prozorro смотрит не зорко: как обжаловать результаты тендеров

В прошлом месяце электронная система закупок Prozorro стала обязательной к использованию по всей Украине. В то же время бизнесмены жалуются, что очень часто тендеры проходят сомнительно. Украинские компании несут немалые убытки. Какие хитрости используют заказчики, чтобы «обойти» систему? Какие ошибки допускают участники торгов? И как обжаловать результаты тендера, который проходил с нарушением закона?

Не так прозрачно, как хотелось бы

Главным достижением системы электронных закупок Prozorro считают упрощение доступа бизнеса к тендерам, прозрачность и публичность процедур.

«В соответствии с Законом «О публичных торгах» тендеры должны проводить при условии, если стоимость предмета закупки товаров или услуг составляет не менее 200 тысяч гривен, а работ — 1,5 миллиона гривен. И от заказчиков различных отраслей хозяйствования при условии, если стоимость предмета закупки — не менее 1 миллиона гривен, а работ — 5 миллионов гривен.

Но реально было бы лучше снизить в будущем минимальную стоимость предмета закупки для прозрачности и охвата большего количества закупок», — разъясняет юрист ЮК «Центр Конфликтологии и Права» Татьяна Журавель

Всё ли так прозрачно или нас опять «накормили» фиктивными реформами? Настроения бизнес-сообщества свидетельствуют о том, что тендеры проходят, скорее, «вслепую», чем по принципу обещанной прозрачности.

К примеру, дата-центр «Парковый» сейчас оспаривает в Антимонопольном комитете результаты тендера относительно хостинга электронных государственных закупок по системе Prozorro. Хоть и компания предложила объективно наиболее выгодную цену, в тендере победила совсем другая, предложение которой было самым дорогим. Более того! Дата-центр даже не допустили к участию в торгах: судей не устроил авторизационный лист Microsoft — они требовали сертификат. Зря, что первое — наивысшая награда от Microsoft в отличие от стандартных сертификатов.

Компания «Экос» приняла участие в тендере, заказчик которого должен был избрать кандидата с предложением самой низкой цены и с кратчайшими сроками поставки. Хотя предложение «Экоса» было лучшим, заказчик заключил договор с другой компанией, в результате чего «Экос» понес убытки и обратился в суд. Хозяйственный суд Киева удовлетворил иск: он признал результаты торгов недействительными и обязал ответчика возместить компании все расходы.

Коррупция до сих пор «правит балом»?

Всё это наталкивает на размышления: это, собственно, заказчики изобретают разные способы обойти систему и привести «своих» подрядчиков, или же это сама Prozorro постепенно становится небрежной попыткой реформирования?

Самая распространенная ловушка для участников торгов – выделение на представление предложений слишком малого количества времени. Заказчик объявляет тендер поздно ночью, а уже с самого утра выбирает победителя — не слишком ли откровенная «подстава»? Очевидно, что выигрывает тот подрядчик, который точно знает о проведении тендера. Чинуши, которые наживали на тендерах миллионы, так их и наживают, а бизнес опять остается с дыркой от бублика.

Случается и так, что заказчик устанавливает столь дискриминационные условия тендерирования, что соответствовать им будут (конечно, «случайно») лишь несколько компаний. Конечно, при таких условиях очень удобно продвигать в победители «своих».

Заместитель Министра экономического развития и торговли Украины Максим Нефёдов говорит о том, что не всегда заказчики стремятся исключить лишних конкурентов любимого участника. Зато очень часто они просто не умеют проводить закупки. Поэтому, по его мнению, заказчиков нужно учить это делать.

Избегайте собственных ошибок

Однако четко выделяется один из важнейших тезисов в пользу системы электронных закупок: не только сама система должна измениться, что фактически уже происходит, но и ее участники. Нередко они сами виноваты в том, что проигрывают тендеры. Эксперты советуют не только заказчикам просмотреть проведения торгов, но и участникам лучше готовить свои предложения. Если вам что-то непонятно, обратитесь к заказчику за разъяснениями.

Самые распространенные ошибки, которые допускают участники торгов:

  1. Предлагают товары, не соответствующие конкурсным торгам
  2. Не указывают всю необходимую информацию относительно предложения
  3. Подают документы, срок действия которых истекает на момент раскрытия предложения
  4. Подают документы, не заверенные нотариально

Как обжаловать тендер?

Если же вы сделали все правильно, но заказчик заключил договор с другой компанией, предложение которой была объективно хуже, – пишите жалобу.

«При 140 тыс. проведенных через Prozorro закупок в наш орган обжалования допороговых закупок поступило только 500 заявлений. Жалоб на 10 тыс. надпороговых закупок в АМКУ – около 200, из которых лишь около 50 оказались должным образом оформленными. Участники тендеров должны активнее жаловаться на дискриминацию при закупках, отстаивая свои права, поскольку наш мониторинг показывает, что нарушение в действительности происходят гораздо чаще», – замечает Максим Нефёдов

Итак, если вы понесли убытки вследствие нарушения заказчиком процедуры закупки, соответствующую жалобу на его действия вы должны подать в Антимонопольный комитет в течение 15-ти дней. Если вы подадите жалобу позже – уполномоченный орган имеет право вообще её не рассматривать. Но здесь есть один важный момент – если вы оспариваете процедуру государственных закупок, то жалобу нужно подавать в бумажной форме, если это обжалование касается закона о публичных закупках, то жалобу нужно подавать в электронном виде через систему Prozorro, и в АМКУ. Если жалоба подана в ненадлежащем виде, она не будет рассмотрена.

Соберите документы, подтверждающие вашу позицию и оплатите пошлину за подачу жалобы. По словам представителя АМКУ Светланы Панаиотиди, именно отсутствие оплаты за подачу жалобы является самой распространенной «ошибкой» жалобщиков, такие случаи составляют около 80%!

Что обещают юристы?

Грозит ли что-то заказчику за нарушение закона о публичных закупках? И насколько реально, что процедура электронных торгов со временем станет полностью прозрачной и искоренит коррупцию в этой отрасли?

«Закон определил, что нести ответственность за ненадлежащее проведение торгов могут и члены тендерного комитета заказчика, и уполномоченное лицо, и члены органа обжалования, служебные лица Уполномоченного органа, и служащие, осуществляющие казначейское обслуживание бюджетных средств (обслуживающего банка)», — комментирует юрист Татьяна Журавель

Итак, «подзатыльник» получат почти все. Но как мы узнаем, что именно нарушил заказчик и обозначенное юристом круг лиц?

«В настоящее время ответственность за нарушение законодательства о закупках предусмотрена Кодексом об административных правонарушениях. Если во время тендера не было возбуждено именно процедуру проведения закупок, если тендерные предложения оценивали не по критериям и методике, указанной в тендерной документации, если с победителем тендера заключают договор по условиям, отличающихся от первичной тендерной документации, — за это надо отвечать перед законом. Кроме того, если не было обнародовано было возбуждено законный порядок обнародования информации о закупке и если не было предоставлено информации, документов и материалов, предусмотренных законом, — за это тоже придется ответить», — замечает госпожа Журавль.

А за незаконные действия заказчиков и организаторов тендера могут наказывать даже хуже:

«Ответственность за нарушение законодательства о закупках содержится в статьях, которые касаются как служебных уголовных, так и преступлений против собственности. Однако указанные статьи не полностью включают преступные действия за нарушение законодательства о публичных закупках», — уточняет юрист.

Украинское законодательство, касающееся закупок и установления ответственности за нарушения их проведения, является трудным для понимания и поэтому требует времени, чтобы разобраться во всех тонкостях. Но при этом указанные правонарушения обязательно должны быть на особом контроле государственных органов.

«Процедура электронных торгов, несмотря на все нарекания, является важным шагом в совершенствовании системы закупок. Как она будет работать и насколько будет эффективной — будет понятно со временем. Немалую роль в этом процессе играет общественный интерес (контроль) и желание изменить систему», — заключает юрист Татьяна Журавель

Хотя электронная система закупок Prozorro и открыла новые возможности для бизнеса, сам механизм публичных торгов не слишком совершенен. Следовательно, общество должно самостоятельно приложить усилия к исправлению системы, ведь у нас почти всё для этого уже есть: и перспективный бизнес, и честные граждане, и стремление их к изменениям в общем.

Похожие темы:

Онлайн закупки: как правильно принимать участие в торгах?

Бизнес снова в опасности: налоговики проводят незаконные проверки

Онлайн закупки: преимущества или риски для бизнеса?

Поделитесь полезной информацией с друзьями:

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *