Как восстановить потерянные документы на квартиру?

#недвижимость

Потеряли документы на недвижимость и боитесь, что они могут попасть в руки мошенников? За право собственности в этом случае беспокоиться не стоит – оно сохраняется в Государственном реестре прав на недвижимое имущество. Однако, если документы были похищены, заявление в полицию лучше все таки написать. Как восстановить правоустанавливающие документы на недвижимость – читайте в статье.

Как правило, дубликаты утраченных документов, которые будут иметь такую ​​же юридическую силу, что и оригиналы, можно получить в тех же государственных органах, где вы получали оригиналы. Однако, если недвижимость приобреталась в собственность давно, мы не всегда можем точно вспомнить, где именно получали тот или иной документ. К тому же, законодательство быстро меняется, как и полномочия многих органов власти. Например, с 2013 года в Украине технические паспорта на недвижимость могут выдавать и частные компании. То есть если вместе с правоустанавливающими документами вы потеряли техпаспорт и не помните, какое учреждение выдавало вам его раньше, можете заказать новый техпаспорт в любой компании, предоставляющей услуги по технической инвентаризации.

Читайте также: Проверка квартиры перед покупкой: на что обратить внимание

Договор купли-продажи (дарения, мены) и свидетельство о наследстве

Одними из основных правоустанавливающих документов на недвижимость являются договоры купли-продажи, дарения или мены, а также свидетельства о наследстве по закону или по завещанию. В случае потери таких документов, их дубликаты будет выдавать нотариус, который совершал нотариальные действия по ним. В статье 53 Закона Украины «О нотариате» указано, что в случае потери или порчи документа, удостоверенного или выданного нотариусом или должностным лицом органа местного самоуправления по письменному заявлению лиц, по поручению или в отношении которых совершалось нотариальное действие, нотариусом или должностным лицом органа местного самоуправления выдается дубликат утраченного или испорченного документа.

Если вы не помните, какой именно нотариус проводил регистрацию вашего документа, вы можете получить платную справку из Реестра на сайте Министерства юстиции Украины. Справка будет содержать информацию о дате регистрации и нотариусе, ее осуществившем.

Свидетельство на право собственности

Восстановление свидетельства о праве собственности несколько более сложная процедура, чем восстановление нотариально заверенных правоустанавливающих документов. Ведь, как правило, они выдавались местными государственными администрациями. Таким образом, на сегодняшний день за их дубликатами следует обращаться в Центры предоставления административных услуг по местонахождению квартиры. Услуга получения дубликата в ЦНАП является бесплатной.

Для получения дубликата свидетельства о приватизации в ЦНАП вам необходимо предоставить:

  • заявление с согласием всех совершеннолетних совладельцев жилья, которые участвовали в приватизации (заполняется в присутствии администратора);
  • копии паспортов или свидетельств о рождении для лиц, не достигших 16-летнего возраста, которые являются совладельцами жилья и оригиналы документов для удостоверения;
  • документ из полиции о том, что оригинал свидетельства о праве собственности на жилье был похищен или потерян;
  • объявление об утрате свидетельства в средствах массовой информации.

Решение суда

«Бывают случаи, когда оформить дубликаты утерянных правоустанавливающих документов не представляется возможным в силу различных причин, отмечает юрист Адвокатского Бюро «Цыпин и партнеры» Алина Сколота. Тогда вариантом решения проблемы служит подача в суд искового заявления о признании права собственности на объект недвижимости или об установлении юридического факта. Решение суда при этом становится правоустанавливающим документом».

Если же решение было потеряно, вы можете запросить его копию в суде первой инстанции, где рассматривалось соответствующее дело. И даже если оно продолжало рассматриваться в судах высших инстанций и окончательное решение принимал другой суд, необходимую вам копию все же будет выдавать суд первой инстанции, ведь там хранятся материалы дела.

Судебный сбор за повторную выдачу копии решения составляет 0,003 прожиточного минимума для трудоспособных лиц за каждую страницу решения. В 2021 году эта сумма составляет 6,81 гривен за страницу. Необходимую сумму нужно уплатить до подачи заявления, так как чек об уплате сбора подается в суд вместе с заявлением о выдаче копии решения.

Стоит отметить, что обязательной процедурой после получения дубликата правоустанавливающего документа является полная инвентаризация объекта недвижимости.

На завершающем этапе дубликат правоустанавливающего документа регистрируется в Государственном реестре прав на недвижимое имущество.

Потеря любых документов вещь неприятная, но зная правовые нюансы, любую ситуацию можно решить. В случае возникновения сложностей, не медлите обращаться за правовой помощью. Это сохранит ваше время и обезопасит от лишних волнений.

Читайте также: Как восстановить утерянный паспорт?

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *