Должностные инструкции – обязательны ли они на предприятии?

Хотя Кодекс законов о труде Украины не обязывает работодателя составлять должностные инструкции, такая обязанность содержится в подзаконных актах и ​​письмах Минсоцполитики. Отсутствие инструкций является основанием для наложения штрафов, о чем свидетельствует судебная практика.

Кроме того, что должностные инструкции полезны сами по себе для определения функций работника, они могут упростить выполнение некоторых обязанностей работодателя. В частности, согласно статье 29 Кодекса законов о труде Украины, до начала работы работника по заключенному трудовому договору (кроме трудового договора о дистанционной работе) собственник или уполномоченный им орган обязан разъяснить работнику его права и обязанности. Вы можете сделать это и устно, но тогда при любой спорной ситуации работник может отрицать факт такого разъяснения. К слову, штраф за нарушение этого требования согласно абзацу 9 части 2 статьи 265 КЗоТ определен в размере минимальной зарплаты. Кроме этого, работодателя могут привлечь к ответственности по статье 41 Кодекса Украины об административных правонарушениях.

Если же вы будете иметь утвержденную должностную инструкцию, просто отдайте ее на подпись работнику. Подпись работника об ознакомлении с ней будет доказательством того, что его права и обязанности ему разъяснили.

«Наличие утвержденных руководителем предприятия, организации, учреждения должностных инструкций не только защищает работодателя от возникновения возможных проблем с недобросовестными работниками, но и служит гарантией для работников, что с момента подписания ими такой инструкции объем их обязанностей и компетенций без их ведома и согласия не может быть увеличен или иным образом изменен в произвольном порядке, говорит юрист Адвокатского бюро «Цыпин и партнеры» Анна Бычкова. Ведь любые изменения или дополнения после подписания должностной инструкции можно будет внести в нее только на основании приказа руководителя и с согласия соответствующего работника».

Как отмечает юрист, подписывая должностную инструкцию, работник страхует себя на случай возникновения со стороны работодателя необоснованных требований по увеличению объема нагрузки в рабочем процессе и по выполнению тех функций, которые не возложены на него в соответствии с подписанным документом.

«Поэтому, хотя обязанность составлять должностную инструкцию прямо не предусмотрена в законодательстве, такая практика является устоявшейся и де-факто обязательной в нашей стране, не говоря уже о том, что она значительно облегчает как коммуникацию между сторонами, так и процедуру доказывания при возникновении споров между работниками и работодателями в трудовых правоотношениях», замечает Анна Бычкова.

Читайте также: Как уволить работника в связи с сокращением штата

Должны ли на предприятии быть должностные инструкции?

Своим приказом от 29.12.2004 года №336 Министерство труда и социальной политики Украины утвердило Выпуск 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности» Справочника квалификационных характеристик профессий работников. В нем говорится, что должностные инструкции составляются для работников всех должностей, указанных в штатном расписании. Исключение могут составлять отдельные руководители, правовое положение которых определено в Уставе (положении) предприятия, учреждения, организации или соответствующего подразделения, где указаны основные задачи, обязанности, права и ответственность за выполнение возложенных на них функций.

В своем письме от 3.10.2005 года №36-508 Минсоцполитики называет Справочник квалификационных характеристик профессий работников обязательным по вопросам управления персоналом на предприятиях, в учреждениях и организациях всех форм собственности и видов экономической деятельности и говорит о том, что работодатели на его основе разрабатывают и утверждают должностные инструкции руководителей, профессионалов, специалистов и технических служащих.

Ответственность за отсутствие должностных инструкций

Другое письмо Минсоцполитики от 25.12.2013 года №564/13/116-13 содержит обязательства работодателей соблюдать конкретные правила Выпуска 1 «Профессии работников, являющиеся общими для всех видов экономической деятельности» Справочника квалификационных характеристик профессий работников при разработке должностных инструкций. Кроме того, министерство назвало отсутствие инструкций нарушением законодательства о труде, за которое работодателя могут привлечь к административной ответственности в соответствии со статьей 41 КоАП.

И хотя обязательной нормы составлять должностные инструкции нет в КЗоТ, приказы Минсоциполитикы являются лишь подзаконным нормативным актом, а письма министерства вообще несут только информационно-разъяснительный характер, оформление этих норм сделало свое дело для контролирующих органов. Государственная служба труда выносит постановления о наложении штрафов на предприятия за отсутствие должностных инструкций, а суды подтверждают законность таких постановлений. По делу №704/511/17, к примеру, Управление Гоструда в Черкасской области оштрафовало предприятие за отсутствие штатного расписания и должностных инструкций на сторожа, разнорабочего и учетчика тракторной бригады.

Как составить должностную инструкцию

При составлении должностной инструкции лучше всего руководствоваться нормами, изложенными в письме Минсоцполитики №564/13/116-13.

В нем указывается, что должностные инструкции разрабатываются на основе типовой квалификационной характеристики работодатели, учитывают конкретные задачи и обязанности, функции, права, ответственность работников различных групп и особенности штатного расписания предприятия, учреждения, организации.

Должностная инструкция состоит из разделов: «Общие положения», «Характеристика работ», «Права», «Ответственность», «Должен знать», «Квалификационные требования» и «Взаимоотношения (связи) по должности».

В правом углу первой страницы должностной инструкции располагается слово «Утверждаю», подпись руководителя о его утверждении, указывается должность, инициалы и фамилия руководителя, а также дата утверждения.

В заголовке должностной инструкции приводится полное название должности в родительном падеже, которая соответствует профессиональному названию работы, предусмотренному в Классификаторе профессий, и полное название структурного подразделения.

Должностные инструкции соответствующей должности после их утверждения руководителем предприятия, организации, учреждения или по поручению его заместителями сообщаются работнику под роспись.

Должностные инструкции вводятся с целью четкого определения требований, предъявляемых работнику, наделению его необходимыми правами, поэтому должны способствовать эффективной деятельности и повышению ответственности за порученный участок работы.

Читайте также: Все о работе руководителей: материальная ответственность, несовместимая деятельность и основания для увольнения

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *