Почему полиция не имеет права проверять COVID-сертификаты

#вакцинация

В обществе продолжается дискуссия, имеют ли право правоохранители требовать у граждан COVID-сертификаты. Адвокат Марина Суткович проанализировала законодательство и готова дать правовой ответ на этот вопрос.

На сайте Национальной полиции Украины размещено разъяснение «Правовые основания осуществления карантинных проверок работниками полиции». Как говорится в первом предложении, «право полиции проводить карантинные рейды и проверять эту категорию документов предусмотрено соответствующим постановлением Правительства и Законами Украины».

Далее Нацполиция уточняет, какое постановление и законы подразумевает. Речь идет о постановлении Кабинета Министров №1236, Законах Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении» и «О Национальной полиции».

Как известно, постановления КМУ и любые подзаконные нормативно правовые акты исполняются исключительно, если они приняты в соответствии с законами на их исполнение и не противоречат им. Поэтому будем анализировать исключительно законы, а не постановление правительства.

Закон «О национальной полиции Украины»

Что касается Закона Украины «О национальной полиции», Нацполиция в своем разъяснении упоминает лишь пункт статьи 23, согласно которому сотрудники полиции предупреждают, выявляют и прекращают уголовные и административные правонарушения. Из всех 35 пунктов функций полиции, перечисленных в этой статье, взят один, самый общий. При этом в статье о проверке медицинских документов нет ни слова. О том, что полиция участвует в тех или иных противоэпидемических мерах, упоминаний также нет.

Закон «О национальной полиции» достаточно конкретно описывает полномочия полицейских и к ним не относится проверка COVID-сертификатов. Даже документы, удостоверяющие личность, полицейские могут требовать только в случаях, определенных статьей 32 этого закона:

1) если лицо обладает внешними признаками, похожими на внешние признаки находящегося в розыске лица или безвестно исчезнувшего лица;

2) если существует достаточно оснований полагать, что лицо совершило или намерено совершить правонарушение;

3) если лицо находится на территории или объекте со специальным режимом или в месте осуществления специального полицейского контроля;

4) если у лица есть оружие, боеприпасы, наркотические средства и другие вещи, обращение которых ограничено или запрещено, или для хранения, использования или перевозки которых требуется разрешение, если установить такие права иным образом невозможно;

5) если лицо находится в месте совершения правонарушения или ДТП, другого чрезвычайного происшествия;

6) если внешние признаки лица или транспортного средства или действия лица дают достаточные основания полагать, что лицо имеет отношение к совершению правонарушения, транспортное средство может быть орудием или объектом совершения правонарушения.

И самое важное – статьей 24 закона “О Национальной полиции”, определено, что исполнение других (дополнительных) полномочий может быть возложено на полицию исключительно законом. То есть постановление Кабмина является недостаточным основанием для того, чтобы заставить полицейских делать то, что не прописано в законе.

«Основы законодательства Украины о здравоохранении»

В своем разъяснении Нацполиция также ссылается на статью 39-1 Закона Украины «Основы законодательства Украины о здравоохранении». Дословно часть первой этой статьи звучит так: «Пациент имеет право на тайну о состоянии своего здоровья, факте обращения за медицинской помощью, диагнозе, а также о сведениях, полученных при его медицинском обследовании».

Далее Национальная полиция трактует эту статью по-своему: «То есть медицинская тайна содержит обращение к врачу или диагноз, а в документах о вакцинации этих сведений нет». Фактически, Нацполиция игнорирует главное предложение статьи («Пациент имеет право на тайну о состоянии своего здоровья») и комментирует лишь его вторую часть, где перечисляются конкретные случаи. Но то, что вакцинации среди них нет, не значит, что вакцинация – это не информация о состоянии здоровья.

Разве наличие прививки не относится к состоянию здоровья или не является медицинской помощью?

Согласно Приказу Минздрава от 26.09.2016 N 996 вакцинация (прививка, активная/пассивная иммунизация) – это создание искусственного иммунитета у человека к определенным инфекционным болезням путем введения вакцины или иммуноглобулина. То есть, это определенная медицинская процедура, которая проводится медицинским работником после проведения соответствующих обследований организма с целью профилактики заболевания.

Определение медицинской помощи приведено в ст. 3 Основ законодательства Украины о здравоохранении, согласно которой медицинская помощь – деятельность профессионально подготовленных медицинских работников, направленная ​​на профилактику, диагностику и лечение в связи с болезнями, травмами, отравлениями и патологическими состояниями, а также в связи с беременностью и родами.

Прививка является видом медицинской помощи и относится к информации о состоянии здоровья.

Здоровье (согласно той же статье Закона) – состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических недостатков. А состояние здоровья – общий показатель для болезней (острых и хронических), расстройств, повреждений или травм. Состояние здоровья может также охватывать другие обстоятельства, такие как беременность, старение, стресс, врожденная аномалия или генетическая предрасположенность.

Таким образом, такая информация о состоянии здоровья как наличии добровольной прививки является медицинской тайной. Таким разъяснением Нацполиция вводит граждан в заблуждение.

Кто имеет право трактовать законы

Интересно, что такими же словами, как и Нацполиция, статью 39-1 Закона Украины “Основы законодательства Украины о здравоохранении” трактовало на своем сайте и Министерство здравоохранения Украины.

Однако ни Нацполиция, ни Минздрав вообще не имеют права трактовать законы. Официальное толкование законов осуществляет Конституционный Суд, а также Верховный Суд производит толкование в процессе правоприменения (решая конкретное дело, где эта норма права применяется).

Правовая позиция последнего однозначна – любая информация о состоянии здоровья является медицинской тайной.

В Постановлении от 11 ноября 2020 г. по делу № 442/4791/17 Верховный суд объясняя, что такое медицинская тайна, указал, что под определение медицинской тайны подпадают абсолютно все аспекты, касающиеся здоровья пациента.

Информация о состоянии здоровья также относится к конфиденциальной информации о лице в соответствии со ст. 11 ЗУ «Об информации».

А согласно ст. 7 Закона Украины “О защите персональных данных” к обработке персональных данных о здоровье человека предъявляются особые требования. Персональные данные такого характера могут быть предметом сбора и обработки только в целях здравоохранения, установления медицинского диагноза для обеспечения лечения при условии, что такие данные обрабатываются медицинским работником или другим лицом учреждения здравоохранения, на которых возложены обязанности относительно обеспечение защиты персональных данных и на которые распространяется действие законодательства о врачебной тайне.

Как известно, ни Национальная полиция, ни Государственная служба по безопасности на транспорте, ни Госпродпотребслужба, ни органы местного самоуправления не являются медицинскими работниками. Соответственно, они не могут требовать от граждан предъявления данных о вакцинации.

Согласно ст. 19 Конституции Украины органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностные лица обязаны действовать только на основании, в пределах полномочий и способом, предусмотренным Конституцией и законами Украины. То есть, действия полицейских по проверке медицинских документов вообще могут квалифицироваться как превышение власти или служебных полномочий работником правоохранительного органа.

Читайте также: Может ли быть обязательной вакцинация от COVID?

Автор: Checkpoint

Поделитесь полезной информацией с друзьями:


Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *